Министерство образования и науки Республики Татарстан

Спасский муниципальный район

Муниципальное образовательное учреждение

«Иж-Борискинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

КОНКУРС

«УЧЕНИК ГОДА - 2009»

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ПОЗНАВАЯ СЕБЯ, ОТКРЫВАЕМ МИР»

 

 

 

 

 

                                          ВЫПОЛНИЛ: БАХИТОВ Л.Н.,

                                                                УЧЕНИК 10-го КЛАССА

                                                  РУКОВОДИТЕЛЬ: АМОСОВА Е.В.,

                                                                              УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

                                                  И ЛИТЕРАТУРЫ

              

                                                                                

 

 

 

с. Иж-Борискино

2009 г

   Для чего человек приходит в этот мир? Наверное, для того, чтобы познать его. Познавая мир, он развивается, учится, ошибается, делает выводы. Однако познание невозможно без самопознания. Ещё с античности человек  пытался познать природу и самого себя. Будучи субъектом познания, человек, вместе с тем выступает для себя самого объектом. В самопознании происходит объективация своего «Я». Познавая себя, мы направляем наше внимание на анализ и оценку своих действий, результатов собственной деятельности, своего внутреннего мира и личностных качеств.

   Проблема самопознания относится к числу вечных проблем, и особенно актуальна в настоящее время, когда всё в разладе со всем. Это даёт нам право задаться вопросом:  в каком соотношении находятся понятия  «познание» и «самопознание»?

   Перед собой мы поставили следующие задачи:

- определить актуальность проблемы через труды великих мыслителей и собственную точку зрения;

-  рассмотреть специфику самопознания и познания как комплексную проблему.

   Наибольший интерес для нашего исследования представляют труды таких мыслителей, как Сократ, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев. Именно они рассматривали человека и его жизнь с философской позиции.

   Наверное, философию можно назвать руководством к жизни. А в её истории, пожалуй, нет фигуры  более известной, чем Сократ. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.

   Каким образом осуществляется процесс познания и самопознания по Сократу?

   Самопознание в устах древнего философа означало, прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность.

   Даже спустя тысячелетия, остаются актуальными наставления философа: «Кто знает себя, то знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Поэтому в наши дни нет необходимости оспаривать призыв Сократа: «Познай самого себя!»

   Процесс познания же Сократ рассматривал на примере знания о том, что есть добродетель, справедливость и сам человек.

   Тремя основными добродетелями он считал умеренность («ничего сверх меры»), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

   Философским произведением становятся «Дневники» Л.Н. Толстого. В них сливаются личные и социальные проблемы. Писатель обращается к личным событиям и выводит заключение о мире человека и творимой им истории. Оценивая же изменения, сдвиги в обществе, заглядывает в себя, освещает свою душу.

    Писатель много размышлял над духовным миром человека, его непостоянством, способностью меняться до неузнаваемости. Он говорил, что «одно из самых заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности».

   В этом отношении интересна и автобиографическая трилогия  писателя. Эта повесть об ошибках и возрождении. Главный герой, воспитанный в ложных предрассудках аристократического общества, освобождается от них лишь путём работы над собой, пройдя через сомнения и серьёзные размышления и встретив иных людей.

    Та нравственная высота, которую достиг Толстой-человек, - результат огромной, никогда не прекращающейся внутренней работы, требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей.

   Получается, человек с самого детства должен бороться со своими недостатками, заниматься самовоспитанием и самоанализом. 

 Одним из учителей, которые помогают познавать себя и мир, можно считать и поэта-философа Ф.И. Тютчева. Свою лирику он целиком посвятил исследованию самых глубоких и сложных философско-психологических проблем человеческой жизни. Читая его стихи, можно понять, что поэт осмысливает не просто место и роль человека, а весь его жизненный путь. Он отождествляет жизнь с большой и трудной  дорогой, а человека – с путником. Поэт убеждён, что окружающий мир можно познать, лишь познав самого себя, опустившись в самые глубины собственной души. И поэтому обращается к нам с призывом: «…жить в себе самом умей!». Эти слова поэта я взял бы девизом в свою будущую жизнь.

   Таковы взгляды и мысли великих людей.

   Что касается моей точки зрения, я думаю, что именно в пятнадцать-семнадцать лет человек вступает в сложный взрослый мир, формируется как индивидуальность. И знать, какой он, просто необходимо. Знать индивидуальные, отличающие только тебя качества, твоё собственное положение в классе, школе, среди товарищей нужно не только на сегодня. Когда мы спрашиваем себя, какой я, мы подразумеваем под этими словами следующее: кем я могу стать, что я должен сделать, каковы мои возможности. И чтобы ответить на них, нужно осмыслить самого себя, разобраться в самом себе, прийти к какому-то определённому отношению к себе самому.

 Таким образом, самопознание, самоанализ очень нужны и очень трудны. Самопознание необходимо не для того, чтобы угодить себе, а для того, чтобы выявить возможности личности, чтобы полнее отдаться любимому делу, сознавая его значение для себя, для общества, для будущего.

   Источником познания мне, прежде всего, служит книга. С детских лет она помогает нам узнать и понять окружающий мир и самих себя. Книга – это дорога в жизнь. Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила на путь борьбы за торжество этих идей, борьбы во имя счастья людей.

   В книгах увековечены и подвиги наших предков. А уроки истории, запечатлённые в книгах, не только знакомят с прошлым, но и учат понимать настоящее и трудиться во имя будущего. Эрнест Хемингуэй справедливо заметил: «Писатель, если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей».

   В ходе работы я задумался ещё над одним вопросом: что помогает нам познавать?

   Мы часто фиксируем конкретные факты: печёт солнце, идёт дождь, дует сильный ветер. Как и когда из этих фактов рождаются мысли? Всегда ли мы знаем, как работает мышление, каковы механизмы его развития?

   Мы наблюдаем явления, действия, а потом делаем вывод о том, что дождь – это сыро и надо взять зонт; снег – холодно – надо надеть тёплое пальто; обидно – надо поплакать и пожаловаться близким.

   Человек делает общие выводы из опытов разнообразных наблюдений, получает новые знания из уже имеющихся и начинает мыслить.

   Выходит, мышление – это всегда поиск, всегда открытие чего-то существенно нового,  как для личного опыта, так и для духовного обогащения человека в целом.

   Мышление даёт возможность знать то, что мы непосредственно не наблюдаем, оно позволяет нам предвидеть ход событий и результаты собственных действий. Мышление – это единство знаний и опыта, результатом которого являются выраженные в словах мысли: понятия, суждения, умозаключения.

    Я учусь в десятом классе и, думаю, уже немало познал за годы учёбы, и в то же время понимаю, как мало всего этого, чтобы жить дальше. Сколько ещё нужно всего знать, чтобы познать этот  сложный, но такой прекрасный мир, в котором мы живём, ведь человек не может оставаться в стороне, потому что он является частью общества.

   Данное исследование – лишь небольшой аспект, который рассматривает эту вечную проблему самопознания и познания.

   В заключение хочется сказать, что, когда человек знает, какой он, многое ему посильно. Только тогда он может познавать мир. Значит, рассматриваемые нами понятия взаимосвязаны: познавая себя, познаём мир.