Один за всех, и все за одного!

Размышления старшеклассника

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ Добавить комментарий   

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Спасский муниципальный район

Муниципальное образовательное учреждение

«Иж-Борискинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

КОНКУРС

«УЧЕНИК ГОДА - 2009»

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ПОЗНАВАЯ СЕБЯ, ОТКРЫВАЕМ МИР»

 

 

 

 

 

                                          ВЫПОЛНИЛ: БАХИТОВ Л.Н.,

                                                                УЧЕНИК 10-го КЛАССА

                                                  РУКОВОДИТЕЛЬ: АМОСОВА Е.В.,

                                                                              УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

                                                  И ЛИТЕРАТУРЫ

              

                                                                                

 

 

 

с. Иж-Борискино

2009 г

   Для чего человек приходит в этот мир? Наверное, для того, чтобы познать его. Познавая мир, он развивается, учится, ошибается, делает выводы. Однако познание невозможно без самопознания. Ещё с античности человек  пытался познать природу и самого себя. Будучи субъектом познания, человек, вместе с тем выступает для себя самого объектом. В самопознании происходит объективация своего «Я». Познавая себя, мы направляем наше внимание на анализ и оценку своих действий, результатов собственной деятельности, своего внутреннего мира и личностных качеств.

   Проблема самопознания относится к числу вечных проблем, и особенно актуальна в настоящее время, когда всё в разладе со всем. Это даёт нам право задаться вопросом:  в каком соотношении находятся понятия  «познание» и «самопознание»?

   Перед собой мы поставили следующие задачи:

- определить актуальность проблемы через труды великих мыслителей и собственную точку зрения;

-  рассмотреть специфику самопознания и познания как комплексную проблему.

   Наибольший интерес для нашего исследования представляют труды таких мыслителей, как Сократ, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев. Именно они рассматривали человека и его жизнь с философской позиции.

   Наверное, философию можно назвать руководством к жизни. А в её истории, пожалуй, нет фигуры  более известной, чем Сократ. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.

   Каким образом осуществляется процесс познания и самопознания по Сократу?

   Самопознание в устах древнего философа означало, прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность.

   Даже спустя тысячелетия, остаются актуальными наставления философа: «Кто знает себя, то знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Поэтому в наши дни нет необходимости оспаривать призыв Сократа: «Познай самого себя!»

   Процесс познания же Сократ рассматривал на примере знания о том, что есть добродетель, справедливость и сам человек.

   Тремя основными добродетелями он считал умеренность («ничего сверх меры»), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

   Философским произведением становятся «Дневники» Л.Н. Толстого. В них сливаются личные и социальные проблемы. Писатель обращается к личным событиям и выводит заключение о мире человека и творимой им истории. Оценивая же изменения, сдвиги в обществе, заглядывает в себя, освещает свою душу.

    Писатель много размышлял над духовным миром человека, его непостоянством, способностью меняться до неузнаваемости. Он говорил, что «одно из самых заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности».

   В этом отношении интересна и автобиографическая трилогия  писателя. Эта повесть об ошибках и возрождении. Главный герой, воспитанный в ложных предрассудках аристократического общества, освобождается от них лишь путём работы над собой, пройдя через сомнения и серьёзные размышления и встретив иных людей.

    Та нравственная высота, которую достиг Толстой-человек, - результат огромной, никогда не прекращающейся внутренней работы, требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей.

   Получается, человек с самого детства должен бороться со своими недостатками, заниматься самовоспитанием и самоанализом. 

 Одним из учителей, которые помогают познавать себя и мир, можно считать и поэта-философа Ф.И. Тютчева. Свою лирику он целиком посвятил исследованию самых глубоких и сложных философско-психологических проблем человеческой жизни. Читая его стихи, можно понять, что поэт осмысливает не просто место и роль человека, а весь его жизненный путь. Он отождествляет жизнь с большой и трудной  дорогой, а человека – с путником. Поэт убеждён, что окружающий мир можно познать, лишь познав самого себя, опустившись в самые глубины собственной души. И поэтому обращается к нам с призывом: «…жить в себе самом умей!». Эти слова поэта я взял бы девизом в свою будущую жизнь.

   Таковы взгляды и мысли великих людей.

   Что касается моей точки зрения, я думаю, что именно в пятнадцать-семнадцать лет человек вступает в сложный взрослый мир, формируется как индивидуальность. И знать, какой он, просто необходимо. Знать индивидуальные, отличающие только тебя качества, твоё собственное положение в классе, школе, среди товарищей нужно не только на сегодня. Когда мы спрашиваем себя, какой я, мы подразумеваем под этими словами следующее: кем я могу стать, что я должен сделать, каковы мои возможности. И чтобы ответить на них, нужно осмыслить самого себя, разобраться в самом себе, прийти к какому-то определённому отношению к себе самому.

 Таким образом, самопознание, самоанализ очень нужны и очень трудны. Самопознание необходимо не для того, чтобы угодить себе, а для того, чтобы выявить возможности личности, чтобы полнее отдаться любимому делу, сознавая его значение для себя, для общества, для будущего.

   Источником познания мне, прежде всего, служит книга. С детских лет она помогает нам узнать и понять окружающий мир и самих себя. Книга – это дорога в жизнь. Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила на путь борьбы за торжество этих идей, борьбы во имя счастья людей.

   В книгах увековечены и подвиги наших предков. А уроки истории, запечатлённые в книгах, не только знакомят с прошлым, но и учат понимать настоящее и трудиться во имя будущего. Эрнест Хемингуэй справедливо заметил: «Писатель, если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей».

   В ходе работы я задумался ещё над одним вопросом: что помогает нам познавать?

   Мы часто фиксируем конкретные факты: печёт солнце, идёт дождь, дует сильный ветер. Как и когда из этих фактов рождаются мысли? Всегда ли мы знаем, как работает мышление, каковы механизмы его развития?

   Мы наблюдаем явления, действия, а потом делаем вывод о том, что дождь – это сыро и надо взять зонт; снег – холодно – надо надеть тёплое пальто; обидно – надо поплакать и пожаловаться близким.

   Человек делает общие выводы из опытов разнообразных наблюдений, получает новые знания из уже имеющихся и начинает мыслить.

   Выходит, мышление – это всегда поиск, всегда открытие чего-то существенно нового,  как для личного опыта, так и для духовного обогащения человека в целом.

   Мышление даёт возможность знать то, что мы непосредственно не наблюдаем, оно позволяет нам предвидеть ход событий и результаты собственных действий. Мышление – это единство знаний и опыта, результатом которого являются выраженные в словах мысли: понятия, суждения, умозаключения.

    Я учусь в десятом классе и, думаю, уже немало познал за годы учёбы, и в то же время понимаю, как мало всего этого, чтобы жить дальше. Сколько ещё нужно всего знать, чтобы познать этот  сложный, но такой прекрасный мир, в котором мы живём, ведь человек не может оставаться в стороне, потому что он является частью общества.

   Данное исследование – лишь небольшой аспект, который рассматривает эту вечную проблему самопознания и познания.

   В заключение хочется сказать, что, когда человек знает, какой он, многое ему посильно. Только тогда он может познавать мир. Значит, рассматриваемые нами понятия взаимосвязаны: познавая себя, познаём мир.

 

  

                                 

 

 

История моей бабушки. . .

ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА Добавить комментарий   

История жизни моей прабабушки Амосовой Елены Николаевны

Мою прабабушку зовут Амосова Елена Николаевна. Это женщина удивительной судьбы.

 Родом бабушка Лена из  Старой Тахталы  Алькеевского района. Происходит  из зажиточных крестьян, в годы советской власти её родных раскулачивали.  Дошла беда и до их семьи. 17 ноября 1937 года пришли за ее отцом  ночью и увезли в неизвестном направлении. Семья не знала ничего долгое время  о его дальнейшей судьбе.  Моего прапрадеда  обвинили в антисоветской  агитации на срыв мероприятий советской власти, в местном национализме. Только это удалось узнать по сделанным запросам в 50-е годы. 

Место гибели своего отца прабабушка узнала совсем случайно. В 2003 году 30 октября в г. Болгар открыли памятник репрессированным в годы коллективизации. На гранитной стеле были выбиты фамилии и имена репрессированных. Фотография памятника была помещена в местную газету. Бабушка Лена сидела, читала и вдруг увидела знакомую фамилию:  Демьянов. Сходилось все: и фамилия, и имя, и отчество. Нельзя передать бабушкино состояние в этот момент. По ее настоянию  был сделан запрос в центральный архив г. Казани. Ответ пришел через месяц. Все подтвердилось: это был отец бабушки Лены. Оказывается, 17 декабря 1937 г., ровно через месяц после ареста, прапрадед был приговорен по постановлению «Тройки» к расстрелу с конфискацией имущества.  Приговор был приведен в исполнении. Реабилитирован прапрадед был только в 18.10.1962 г., но семье об этом не было сообщено.

    Недаром в народе говорят: "Пришла беда - отворяй ворота". Мать бабушки Лены после ареста отца  осудили  на пять лет тюрьмы, жилой дом, имущество конфисковали. Закончила свое существование когда-то крепкая и дружная семья.

     Когда началась Великая Отечественная война, бабушке Лене было всего 12 лет. Но она наравне со взрослыми работала в колхозной бригаде.  Весной под картошку копали землю вручную лопатой по 25 соток. Рассказывает моя прабабушка  и все думает: «Как же в те годы  они смогли выжить?» Соберут лебеду, матери отдадут, а она с картошкой перемешает, горсть муки бросит  и хлеб испечет, детей накормит.

 С детства бабушка Лена мечтала стать учительницей, но её не взяли в Спасское педагогическое училище, ведь она была дочерью «врага народа».  Поэтому изо дня в день осваивала она нелегкую крестьянскую науку. А в колхозе вообще не принято лениться. В те годы в три часа утра вставали, чтобы не опоздать, к третьему гудку. Да, именно по гудку  начинался рабочий день колхозников. Опоздаешь – вычеркнут трудодни, а это - хлеб и жизнь. Работали там, куда поставят: на соломотрясе на молотилке, возвращались домой затемно. И хоть уставали до невозможности, всегда пели песни. «Дружный и трудолюбивый был тогда народ»,- с гордостью всегда говорит о том далеком прошлом моя прабабушка.

Если все мы живущие на этой земле, по всей строгости спрашивали бы себя за каждый совершенный поступок, каждый прожитый час и миг, то , наверное, меньше было бы зла, насилия, лжи и неверия, меньше бы люди страдали от несправедливости и произвола. И особенно - произвола властей, от которого в свое время наш народ понес огромные потери. Я имею в виду эпоху сталинских репрессий - страшную по всей сути, безмерно деспотичную. Сегодня, когда снята завеса с этого ужасного времени  и рассекречены дела, по материалам которых привлекались к ответственности совершенно не виноватые люди, лишенные права защищать себя и оправдать, мы, наконец, поняли, какого невероятного размаха достигла волна сталинских репрессий, принесшая горя во многие дома.

Автор материала Сусарина Алина

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.